Использование игрового самомассажа на музыкальных занятиях
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов и др.), а также социальная напряженность в обществе. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот возрастной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.
Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком?
Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? « Погладь мне спинку!»- это произносит каждый ребёнок. Всё дело в том, что массируя определённые точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, лёгким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру ( от кистей рук к плечу и т.д)
Проводя массаж определённой части тела, используют поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания. Упражнения проходят эффективнее, если ребёнок « разговаривает» со своим телом, делая ему комплименты: « Мои любимые ручки», « Какой чудесный носик», « Сейчас я разомну свои ножки».
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
В работе, согласно перспективного плана, были использованы комплексы игрового самомассажа с пением (по А. Уманской) – это «Птичка», « Гусенок Тимошка», «Осень», «Дождь», «Кошкин дом» и другие.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине/
Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками/
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками/
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками /
(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)
Вот на улице мороз.
Вот на улице мороз! /Поглаживают руки/
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа./
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем./
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад/.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям/.
По плечам похлопали, /Скрестив руки на уровне груди, хлопают ладонями по плечам/.
Ножками затопали! /Топают ногами/.
Две тетери.
На лугу, на лугу /Дети гладят животик
Стоит чашка творогу по часовой стрелке/.
Прилетели две тетери, /«Бегают» пальчиками по телу/.
Поклевали,/ Щиплют двумя пальчиками/.
Улетели. /Машут руками/.
Капуста.
Мы капусту рубим, рубим. /Стучат ребром ладони по другой ладони/.
Мы морковку трем, трем. /Трут ладонями друг об друга/.
Мы капусту солим, солим. /«Бегают» пальчиками по телу/.
Мы капусту жмем, жмем. /«Жмут» ладони/.
Сок капустный пьем, пьем./ Гладят живот/.
Догонялки.
Ударяют подушечками пальцев обеих рук по голове.
Побежали по головке
Быстро – быстро пальчики.
Вот они сбегаются.
Снова разбегаются
И опять сбегаются.
Снова разбегаются.
Делают себе массаж
Девочки и мальчики.