Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии и жестокости не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров.
И перед тем как мы поговорим о том, что же такое агрессия? Как она проявляется? Откуда берется? И как ее предотвратить?
В качестве одного из ярких примеров, о том как незаметно в обыденной жизнидетям прививаются агрессивные черты, я предлагаю ознакомиться с отрывком передачи о детских мультфильмах, в котором рассматривается привитие агрессии и жестокости через популярные иностранные мультики девочкам.
Психологи выделяют несколько видов агрессивных реакций:
Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.
Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.
Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается с проявлениями родительского насилия.
Если вдуматься, то агрессивные дети невольно попадают в замкнутый круг. Как показали многочисленные исследования причина такого их поведения - всегда недостаток внимания и понимания со стороны взрослых.
Но своим поведением маленькие агрессоры только еще больше отталкивают от себя окружающих, а их неприязнь лишь усиливает протестное поведение ребенка. Ведь именно враждебное неодобрение окружающих, а вовсе не внутренние трудности в большинстве случаев провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство гнева и страха. На самом деле то поведение, которое мы называем как асоциальное, агрессивное является отчаянной попыткой маленького человека восстановить социальные связи. Ведь как правило, до вспышки явной агрессии ребенок выражает свою потребность в более мягкой форме, но мы, взрослые не видим, не слышим и не понимаем этого.
Ученые оценили, на какой минуте умирали персонажи мультипликационных фильмов и наиболее кассовых детских мультфильмов, выпущенных в период с 1937 года ("Белоснежка") по 2013 год ("Холодное сердце"). Мультфильмы сравнивали по уровню жестокости с двумя наиболее кассовыми фильмами, снятыми для взрослой аудитории. Исследователи подбирали фильмы, выпущенные в том же году, что и тот или иной мультфильм. Жанры включали фильмы ужасов, например, "Шесть демонов Эмили Роуз" и "Что скрывает ложь", и триллеры, такие как "Криминальное чтиво", "Отступники" и "Черный лебедь".
То естьпросмотр детьми дошкольного возраста мультипликационных фильмов без контроля взрослых – скорее разрушает, чем обогащает детскую психику. Не смотря на то что внешне это занятие кажется весьма безобидным.
С одной стороны, данные исследований показывают, что если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, взрослые уступили ему, то он и впредь будет прибегать к такому способу добиваться своего.
Но и наказание за агрессию приводит к такому же результату - к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет, например, драться во дворе или портить вещи в доме (по крайней мере в присутствии того, кто может за это наказать), но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как- нибудь еще: не дома, так в школе, не в виде драки, а в виде обидных прозвищ в адрес сверстников.
Агрессия, наконец, может направиться на самого себя (так называемая аутоагрессия) в виде желания сделать себе больно, придумывания про себя всяких нелицеприятных историй и пр, и пр.
То есть, наказания за агрессию не снижают, а наоборот, повышают ее уровень. Ведь если вдуматься, наказание - самый яркий пример, который только могут подать взрослые этой самой агрессивности, пример того, что она вполне годится в качестве меры воздействия.
Все вышесказанное вовсе не означает, что вы не должны реагировать на приступы агрессии ребенка. Реагировать конечно надо!
Тут вполне подходит так называемая «поведенческая терапия», правило «стимул - реакция». Пусть ребенок знает, что вам не нравится его поведение и вы оставляете за собой право лишить его, например, просмотра мультиков или похода в кафе или прогулки с друзьями. Но только это не должно звучать в директивной форме, объясните малышу, что любое его действие влечет за собой последствия, пусть он знает об этом. Но при этом не забывайте отмечать похвалой или поощрением любое достижение ребенка: помог другу, сразу послушался бабушку, сделал что-то хорошее и так далее.
То есть мы стараемся минимализирвать эмоциональную реакцию на негативные поступки ребенка и максимализировать эмоционально положительную реакцию на достижения ребенка.
Огромное значение в воспитании детей имеют поощрения и наказания. - Как и за что нужно поощрять ребёнка?
-Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?
- Наказываете ли вы своего ребёнка и за что?
- Как ребёнок реагирует на наказание?
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?
- Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?
- Какие меры воздействия на ребёнка вы в своей семье считаете наказанием?
- Как долго ребёнок помнит наказание?
- Какие меры наказания в вашей семье исключены?
- Применяете ли вы физические наказания?
Подводя итог нашего разговора, давайте запомним, что поощрение словом, взглядом, жестом, действием имеет для ребёнка большое значение.
Наказание тоже значимо для ребёнка, если:
- оно следует немедленно за поступком, исключая физическое наказание;
- объяснено ребёнку;
- оно продуманное, порой суровое, но не жестокое;
- оно оценивает действия ребёнка, но не его человеческие качества.
- наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку, действуя при этом в унисон.