Е.Ф. Рокшина,
старший воспитатель
26 апреля 2016
Системно-деятельностный подход в практике ДОУ
Требования Стандарта к результатам освоения ООП ДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Таким образом разработчики Стандарта говорят: все дети разные, но есть такие качества, которые, если они присутствуют у ребенка, говорят о его гармоничном развитии.Любое качество в ребенке можно развить в большей или меньшей степени.
Целевой ориентир, сформированный к концу пребывания ребенка в ДОУ и сформулированный таким образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности», определяет направления образовательной деятельности ДОУ, формы, приемы и методы работы с детьми.
При формировании ООП ДО ДОУ и организации воспитательно-образовательной работы, коллектив ДОУ учитывал, что в данный момент образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.
Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов ДОУ в рамках проектного метода, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
• Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
• Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели
Наиболее глубокий исследователь проблем психической деятельности в их единстве с проблемами педагогики В. В. Давыдов заметил: «Не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности».