Формирование основ самосознания

МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №13 "Чебурашка"

г.Коряжма

cheburashkaDS@yandex.ru

Формирование

у детей основ самосознания средствами художественно-эстетического развития 

 

     

Е.Ф. Рокшина,

старший воспитатель

 

27 мая 2016г

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ОСНОВ САМОСОЗНАНИЯ
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

    Наши дети живут в эпоху, полную противоречий, перенасыщенную различной информацией. Полноценное развитие, как и обучение , предполагает понимание ребенком того, что с ним происходит. Соответственно, при реализации социально – личностного развития ребенка одним из приоритетных направлений считается накопление опыта самосознания.

  Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы ( восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление), но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.

  Педагогике и психологии  всегда были интересны вопросы становления самосознания человека. Известный ученый В. С. Мухина отмечает: самосознание – это понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Существует много точек зрения на природу формирования самосознания и личности в целом, неоспоримыми являются лишь источники формирования личности -  это среда, наследственность и воспитание.

 Основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка начинают формироваться в младшем  дошкольном возрасте, а в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте продолжают формирование. Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что   обучение и воспитание детей этого возраста наиболее эффективно, если используются игровые, эмоционально обогащенные, привлекающие внимание методы и приемы. Художественнно – эстетическое развитие позволяет использовать такие приемы максимально: проникновенное  художественное слово, сказочные персонажи, точно подобранное музыкальное сопровождение, яркий и эстетичный иллюстративный материал позволяют решить задачи воспитания и обучения ребенка. Но наиболее важно то, что средствами художественно – эстетического развития формируется структура самосознания ребенка, которую образуют следующие компоненты:

·         Собственное имя;

·         Самооценка;

·         Притязание на признание;

·         Образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация);

·         Представление себя во времени ( в прошлом, настоящем и будущем);

·         Оценка себя в отношении прав и обязанностей.

  Методика Карла Орфа предлагает различные музыкальные игры – коммуникации, способствующие развитию навыков общения и взаимодействия друг с другом. Также на занятиях по изодеятельности по методике Т. Копцевой «Природа и художник» дети прорисовывают, лепят, мастерят из бросового материала свои имена, первые буквы фамилии.

    Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач,которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников – в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказываютсамооценка и уровень притязаний.

     Появление самооценки – не что иное , как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления ребенком к самоуправлению. При завышенной самооценке у ребенка отсутствует самокритичность, он преувеличивает свои достоинства, не принимает замечаний в свой адрес, что может стать причиной конфликтной ситуации в группе. При заниженной самооценке ребенок нерешителен, обидчив, замкнут, он не верит в свои силы. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. Лишь адекватная самооценкаобеспечивает ребенку правильное отношение к своим успехам и неудачам, к их одобрению или неодобрению. Такой ребенок принимает замечания педагога, осознавая их справедливость, признавая возможное нарушение им правил или наличие ошибок в своей работе.

     В дошкольном возрасте внутренняя позиция  ребенка по отношению к  самому себе в основном положительная. Это ключ к развитию и воспитанию ребенка, подаренный ему природой для формирования личности. Родители и педагоги , владея им, должны осознавать свою ответственность, которую они на себя берут, используя доверительность и открытость, подчинение и подражание ребенка взрослому.  Самооценка ребенка непосредственно зависит от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые.

     Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой. Необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе.

    Одним из приемов развития адекватной самооценки ребенка является рисование человека, и прежде всего себя. Ребенку предлагается проанализировать свой рисунок, рассказать , почему он нарисовал себя именно таким (рост, величина всех частей тела, костюм, фон) и одновременно вербально корректировать рисунок фразой «А можно было бы нарисовать вот так ..., и тогда ты бы получился вот таким...». Анализируя данные рисунки,  следует обратить внимание на величину рисунка.

   Отказ ребенка от выполнения задания может быть результатом низкой самооценки. Тревожное ожидание оценки своей работы ведет к повышенному нервно – психическому напряжению. В таком случае взрослому необходимо подчеркнуть, что он не намерен оценивать качество рисунка, сравнивать его с другими работами.

   Определить образ себя как представителя определенного пола помогает портретная живопись художников Леонардо да Винчи, В. Тропинина, В. М. Васнецова, В. Леоновича (Картина «Лето»), А. П. и С. П.Ткачевых ( картина «Детвора»), С Григорьева (картина «Рыбачек»). Также помогает художественная литература, например, сказки, а в настоящее время и анимационные фильмы: Принцесса и Золушка, Русалочка и Спайдермен,  Принц и Шрек, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Король, Королева – всех этих персонажей дети «примеряют» на себя и определяют степень комфортности в различных образах, а также, подсознательно, рисуют сценарий своей будущей жизни. Участие взрослого в выборе данного сценария очень важно.

    Представление себя во времени ( в прошлом, настоящем и будущем) у ребенка формирует театрализованная деятельность. Различные средства выразительности,- интонационная выразительность речи, мимика, пантомима, костюм,- позволяют ребенку ощутить себя младенцем, взрослым человеком, пожилым человеком. Находясь в образе других возрастных персонажей, у ребенка появляется возможность ощутить другое отношение к себе, к жизни, к другим людям, их поступкам. Рассматривание картин В. С. Смирнова ( «Дети с нашей улицы»), И. В. Шевандронова (картина «В сельской библиотеке»), А. А. Дайнеко ( картина «Будущие летчики») помогает детям ассоциировать себя с другими детьми такого же возраста, но находящихся в других условиях. Ценность каждого поколения можно показать детям в кртинах Ю. П. Кугач «В субботу», Е. Романовой «Детство».

     Адекватную оценку себя в отношении прав и обязанностей ( право на жизнь, на достойные условия проживания, на получение образования, на отдых) помогают развить известные сказки «Колобок», «Теремок», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Буратино», «Чиполино», «Три поросенка», «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богарырях», «Волк и семеро козлят» и т.д., а также рассматривание известных картин А. Г. Веницианова «Вот – те и батькин обед», «Захарка», Ф. П. Решетникова «Опять двойка», С. Г. Григорьева «Обсуждение двойки», Ю. А. Межирова «Сыновья», П. П. Осовского «Сыновья», С. Перова «Тройка», Маковского «Свидание», Гейнсборо «Собиратели хвороста».

    Таким образом, развитие самосознания ребенка влияет на формирование его характера, личностных качеств и способностей. Взрослые, находящиеся рядом с ребенком, могут помочь ему стать успешным, активным, самодостаточным и позитивным человеком, нацеленным на созидание и качественное улучшение нашей жизни.

    

 

 

Дата последнего обновления страницы 01.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения